галерея галерея
 

<<

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

 


Селиванова Т.В. Проектируем книгу // Юный художник. - М., 2002. - №10

В октябре 2001 года в галерее Краснопресненской художественной школы проходила выставка "Художник и книга", сформированная преподавателями Мастерской Художественного Проектирования. Столь привычное для книжных экспозиций название, в данном случае объединяло совершенно разные и, обычно, не выставляемые в одном выставочном пространстве работы. "Традиционная книга", "Книга художника или artist's book", "Народная книга" - вот основные экспозиционные разделы, демонстрирующие и историю взаимоотношений художника и книги, и те изменения, которые в этот тандем принесла информационная технологическая революция, компьютеризация.

Выставкой ставятся вопросы - как будет развиваться книга на новом технологическом витке, и какое место в этом процессе станет занимать художник? Необходимо заглянуть в историю человечества и попытаться хотя бы в самом общем виде представить себе суть этого сложного явления - создавать, транслировать, хранить идеи и чувства с помощью бумаги и букв, а сегодня - с помощью электронного кода. Книга до появления компьютера оставалась самой совершенная технология для этой цели.

Информационный раздел занимает центральное место в экспозиции. Именно там можно увидеть те изменения, которые произошли в истории создания книги от печатного станка Гутенберга до появления футуристической, малотиражной, авторской книги. Особые пояснения требуются и для сравнительно нового художественного явления как книга художника (или artist's book).
Книга художника - это книга, целиком созданная художником, который является автором текста (если он есть), изобразительных элементов и самой формы книги. Более того, художником изобретаются и предлагаются читателю правила чтения книги. Это книги-объекты, книги, изданные ограниченным тиражом, книги-гибриды (включающие иные носители информации - CDRom, аудио/ видео кассеты), книги-устройства. Это особые, авторские, способы создания книги, распределения информации во времени и пространстве.

Авторская малотиражная книга, как книга оппозиция традиционному методу работы художника - книжного графика, имеет свою более чем вековую историю, началом которой можно считать деятельность английского художника Уильяма Морриса по "воссозданию" средневековой рукотворной книги в конце XIX века. Для издания "Истории сверкающей долины", помимо оригинальной "архитектуры" книги и изобразительного содержания, изготавливалась специальная бумага, изобретались новый шрифт и краска для печати. Следующий значительный этап в истории экспериментов с книгой - книги футуристов, художников и поэтов начала 20 века, бунтарей и ниспровергателей традиций. Футуристическая книга открыла поле для деятельности всех желающих конструировать Мир Будущего. Но именно футуристы, такие как В. Маяковский, Д. Бурлюк, А. Крученых сформулировали новое отношение к книге как информационному объекту (книга это не роскошь, а средство информационного обмена).
Начиная рассматривать книгу, как информационный объект, ориентированный на активное общение с читателем, футуристы сформулировали потребность в иных технологиях для передачи мыслей, чувств, идей и образов. Сегодня мы получили эти технологии. Но обладая возможностями компьютера, готовы ли мы, художники, ими воспользоваться по-настоящему, в полную силу?

Задумывая выставку, организаторы планировали показать работы учащихся за несколько лет работы Мастерской в этом направлении. Кроме того, следуя программе и традиции Мастерской, выставка объединила работы учащихся и взрослых художников, в данном случае, работающих в этой особой области искусства. На протяжении нескольких лет ребята, учащиеся Мастерской проектирования и дизайна работали над заданиями, в результате которых появлялись книги-объекты, объединяющие по-новому в пространстве текст, изображение, звук, включающие в себя кассеты и компакт-диски. Такие задания необычны для учебной программы художественной школы, но они, по мнению руководителя Мастерской, Николая Селиванова, развивают у учащихся проектное мышление и фантазию, вынуждают искать нестандартные пластические решения, ставят задачу активного взаимодействия со зрителем /читателем.
На выставке представлено несколько книг-объектов учеников 9 класса на тему "Металлотрест". Работа завершала и обобщала цикл натурных и композиционных заданий, обращенных к традициям конструктивизма в графическом дизайне Эль Лисицкого, А. Родченко, братьев Стенбергов. Кроме того, особое внимание было уделено новаторским экспериментам в поэзии начала века. Перед ребятами стояла задача не только поиска художественно-пластического, конструктивного решения, но и звуковой игры, игры с буквами и значениями.
Посетителей выставки поражает своим сложным решением и технически безупречным исполнением дипломная серия книг-трансформеров выпускника Мастерской Родиона Черниевского. Автор остроумно и убедительно соединяет в единое целое изображение, текст и форму так, что каждая книга воспринимается как трехмерная символическая модель.
Одно из наиболее интересных произведений последних лет, воплощенное в форме книги художника - это "Картины ветра" молодых художников Андрея Суздалева и Ольги Хан. В этой работе была придумана специальная технология, позволившая запечатлеть на бумаге непредсказуемые движения ветра. Подборка этих листов, шелкографически воспроизведенная небольшим тиражом, вместе с видеофильмом (автор фильма - Сергей Тишков), запечатлевшим волшебство ветряной каллиграфии, составила содержание artist's book.
"АртЁлка 2000" (авторы Татьяна Селиванова и Николай Селиванов) - ещё один пример книги - гибрида, объединяющий образовательную программу, экспозицию (выставка "АртЁлка проходила в КДХШ в декабре прошлого года), CDRom и книгу художника. Этот проект наглядно показывает взаимозависимость и взаимообусловленность всех составляющих книги, т.к. CDRom хранит докуметальные видео и аудио материалы - то, что недоступно книге, но не может в принципе передать ощущение от старой упаковки для елочных игрушек и новогодней мишуры, запах еловых иголок и многое другое, что можно назвать атмосферой праздника. А известному сочетанию клей/ножницы/картон/бумага это оказывается подвластно.

Задумывая выставку, организаторы стремились взглянуть на искусство создания книги в ретроспекции, используя для этого богатейший фонд работ учащихся школы, собранный за 65 лет ее существования. Просматривая и отбирая графические листы с эскизами обложек, иллюстрациями, разворотами, заставками, буквицами и экслибрисами, созданными в графической мастерской школы в 40-х - 90-х годах, все были поражены тому, насколько юные авторы неосознанно, но точно передают в своих работах дух времени, стиль и образный строй современной им эпохи. В представленных на выставке макетах книг можно увидеть романтизм великих строек 60-х годов, выраженный характерным для того времени суровым стилем, тщательно выполненные, реалистические работы 40-50-х, решенные в лучших традициях социалистического реализма сталинского периода, эксперименты с различными графическими технологиями и формальные поиски в шрифтовых композициях, свойственные графике 70-х.
Ретроспективный раздел демонстрирует традиционную форму участия художника в процессе создания книги и свойственные художественному образованию стереотипы в обучении учащихся - подготовке художников - графиков к работе только с одной формой книги.

Раздел "Народная книга" - один из самых интересных на выставке - формировался с помощью ребят, их родителей и знакомых. У большинства людей есть опыт создания своей собственной книги для использования среди небольшого круга друзей и знакомых, или просто для себя самого. В большей степени книги для себя пишутся и рисуются в детском и юношеском возрасте, позднее их заменяют кодаковские фотоальбомы и домашнее видео. В этом разделе были собраны так называемые "мятые тетрадки" с компьютерными кодами и рисунками, сделанными в общеобразовательной школе на уроках, девичьи анкеты и дневники, художественная переписка (mail-art); песенники, "фанатские", "дембельские" и "выпускные" альбомы. В этот же раздел после закрытия выставки попадет и Книга отзывов, созданная нашими зрителями.

 
© 2004 - 2012 Мастерская художественного проектирования