галерея галерея
 

<<

 

ПЛЕНЭРЫ, ТВОРЧЕСКИЕ ЛАГЕРЯ, ВОРКШОПЫ. 2009 ГОД

   


Тема практики: «GMG. Great Museum Game»
Санкт-Петербург.
01 - 08 апреля

Персонаж - Гиппокамп.
Автор - Александра Виноградова.
Ответы на игровые задания в форме текста.

ГЕРОИ

Крутится волчок, разыгрываем героев. Мой герой - Гиппокамп. Получаю книжечку, читаю, стараюсь запомнить кто он и откуда, как выглядит и как его можно найти. Завтра должны будем найти своих героев и начать заполнять книжечки: характеризовать, описать, зарисовать. А кто не рисует? – тот пишет и фотографирует.

… С утра по дороге в Эрмитаж - первый трофей. На двери банка, высокой массивной двери «Русского торгово-промышленного банка», - гиппокамп. Позже окажется, что мой герой весьма популярен. В городе его часто встречаешь в оформлении домов, мостов, но Эрмитаж, конечно же, - заповедник гиппокампов, морских коньков.


В ЭРМИТАЖЕ

• Гиппокампы в лоджиях Рафаэля - веселые коньки. Головы украшены перьями-завитушками. Перепончатые драконьи крылья, но хвосты скорее похожи на плюмаж – пушистые листья хризантем. В общем, эти коньки – цирковые.


Еще в лоджиях: гиппокамп «в образе» быка и барана. Баран вписан в треугольную форму, а бык – во фризе.

• В зале Леонардо Да Винчи – декор камина - козел с туловищем рыбы, на нем верхом амур. Может, это и не гиппокамп вовсе: туловище как бутон из стебля цветка.

• Чудесные гиппокампы-аристократы на шпалере «Весна». Шпалера 16 века, в композиции использованы гротески гравюр Агостино Венециано. Гиппокампы здесь самые настоящие: с перепончатыми лапами вместо копыт, драконьи крылья, на них «павлиний глаз» - узор; хвосты чешуйчатые, закручены змеевидными кольцами, на голове - взлохмаченные шевелюры, очень «динамично» развиваются на макушках. «Копытами» коньки опираются о мраморную подставку, на которой стоит высоченный канделябр.

• Парочка ездовых гиппокампов в колеснице морской богини на расписанном блюде. И еще - на голубой вазе французской майолики.

• А вот гиппокамп-обыкновенный в медальоне росписи потолка одного из залов на первом этаже, там, где стоит мраморный лев, а мы разыгрываем ходы.

• Отважный гиппокамп на блюде в зале греческих ваз. Это - белый конь с крыльями Пегаса и рыбьим раздвоенным хвостом. Лаконичный орнамент с плавными длинными линиями-стеблями и завитушками волн. Черно-белый, светло-бордовый, коричневый цвета.

• Если считать гиппокампа прообразом кита, то тогда – тарелка 17 в., французская майолика, - «Иона и Кит».

И ЕЩЕ… о гиппокампах

• Последний гиппокамп – подсвечник в квартире Блока. Медный конек в блюдце–озерце, хвост переходит в ручку и держатель для свечки. Это маленький конек, детеныш.

В тот же день на улице – живой конек - жеребенок пони на заднем дворе Академии художеств.

ИГРА

Делаю первый ход. Выпадает - пирамида, зал голландской живописи 17в. (Рембрандт). Хранители зала рекомендовали обратить внимание на две картины – «Возвращение блудного сына» и «Жертвоприношение Авраама».
Отправляюсь в зал, чтобы рассмотреть картины и «собрать» свою пирамиду. Нельзя забыть про обязательное условие: включить в пирамиду своего героя, т.е., в моем случае, Гиппокампа. Лист, для работы должен быть темным.

В зале несколько портретов - прекрасная «Флора», которую рисует Нинон. И так здорово придумала, вместо посоха в руки богине вложила голову медузы-горгоны. Медуза - это ее персонаж. (Удивительно, как она быстро сообразила, и как ловко справляется).
Вот «Снятие с креста». Мне кажется, что в композиции картины треугольник. На темном фоне заметны лестницы, приставленные к кресту. Возьму их. Лестницы будут сторонами моей пирамиды.

… Ребята делают рисунки. Они должны придумать, как расположить свою композицию – заполнен должен быть весь лист.

Попробую и я вообразить, как «встанут» на моем листе стороны пирамиды, лестницы…. Надо поставить их на какое-то основание. М.б. сделать полоску из портретов?! В зале висят: мужской, женский портрет, портрет старика. На темном фоне - белоснежные воротники, крахмальные кружева как взбитые сливки, толстый пористый слой. Есть и другие, широкие белые вышитые многоугольники, раскинутые по плечам на темных костюмах. Воротники придают их обладателям благородство.

… Сделаю так: в середине листа помещу портреты. На них поставлю сверху и снизу – лестницы. Одна часть пирамиды будет смотреть острием вверх, другая вниз. Пространство между лестницами образует треугольник. В верхний помещу медальон с силуэтом «Флоры», а в нижний – силуэт «Блудного сына». А может быть, взять от них только атрибуты? От Флоры – цветочный посох, или венок, а от сына… – рваный башмак…?! Ну, не знаю….
Сверху и снизу медальонов хочу добавить орнамент из белых кружев воротника, в них можно вписать маленьких коньков-гиппокампов. Еще парочку – уже взрослых – пристрою по краям, они соединят верхнюю и нижнюю пирамиду, как «завязки» на коробке.
Справа и слева, по краям листа, сверху и снизу, в потоке теплого света, можно было бы помесить ангелов. Таких, как те, что спускаются к колыбели младенца Христа, на картине «Святое семейство».

Ну, как-то так…. Не уверена, что мое произведение можно назвать пирамидой в чистом виде… Пирамида двусторонняя получилась, ромб, но от пирамиды тоже все-таки что-то есть.

… Кажется, все уже закончили рисовать, а я все хожу… Маленькая Лиза разобралась с «Девушкой, примеряющей сережку», вписала в картину свою героиню, получилась - «Нимфа, примеряющая сережку».


УЛИЦА

Идем от Ахе, по Благовещенскому мосту переходим Неву. Вдруг на мосту – в чугунной решетке моста – гиппокампы. Эти из отряда отважных, красивых и строгих.

ЕЩЕ ОДИН ХОД

На этот раз разыгрываем ходы дома, в гостинице, чтобы сэкономить время. У меня – медальон и залы испанской живописи 17 в. Лист должен быть темным.

Рассматриваю – Эль Греко, он кажется мне современным. У Мурильо – очень нравится «Мальчик с собакой». Ничего не понимаю, просто выбираю по впечатлению.

Но как сделать медальон из испанской живописи???
Большое полотно на стене, на светлом фоне молодой человек в белой рубашке, поверх которой темно-красный, бордовый, расшитый золотом и серебром стихарь. В руке какая-то железяка. Табличка проясняет сюжет картины – «Святой Лаврентий». Святого сожгли на решетке, которая и стала его атрибутом. Художник Франсиско Сурбаран. Молодой человек поднял глаза к небу, оттуда к нему - сноп белого света.
На одежде Святого, вышит медальон. На темно-красной ткани стихаря, квадрат, в нем круг, внутри изображение человека с мечом, как маленькая икона. Медальон обрамлен широким золотой полосой; квадрат соединен с медальоном прекрасным орнаментом из листьев, винограда, цветов. Сочетание красного и золотого – торжественное сочетание. Так здорово передана фактура шитья и тяжелого бархата.
… Выберу такой же темный красный, бордовый лист, на нем помещу квадрат, в нем круг, а в круге – золотой конек, крылатый гиппокамп-отважный, как на греческой тарелке. Между квадратом и кругом – серебряный, охристый орнамент, с контрастным золотым контуром, тонким как стежки золотой нити. Вот такой медальон, - готово.

…Рядом со «Святым Лаврентием» висит «Отрочество Мадонны» - тот же темно-красный цвет и ребенок-ангел. Об этой картине рассказывала Нинон. Она изображала Мадонну в театре. Нинон поднимает взгляд к небу, хлопает длинными ресницами, складывает ручки - ангел, а не ребенок. Благодаря Нинон Сурбаран – у меня в кармане: Испания, 1598 - 1664.

Апрель 2009 г.

С. Виноградова

<< вернуться

 

 
© 2004 - 2012 Мастерская художественного проектирования